Мозаика в стиле Антонио Гауди эффектное решение для интерьера
Как меня вдохновил Гауди, или мозаика handmade
Когда я впервые побывала в Парке Гуэль Барселоны, то влюбилась в стиль Антонио Гауди – за сумасшедшее смешение красок и форм, за преклонение перед «архитектурой» природы, за смелость и самобытность. Один из самых любимых приемов Гауди – облицовка мозаикой.
Покажу несколько фотографий мозаики из Парка Гуэль. Правда же, это невероятно, прекрасно, волшебно?
Поскольку опыта работы с мозаикой у меня не было, я решила начать с малого – облицевать небольшой журнальный столик. Почему бы не придать индивидуальности типовой безликой вещи из известного шведского магазина?))
Я прочитала несколько дизайнерских форумов, поговорила со знающими людьми, пригласила друзей-единомышленников (чем больше народу, тем веселее!) и все вместе мы приступили к увлекательному творческому процессу.
А если к нему хотите присоединиться и вы, то вам понадобятся:
Придумайте идею для своей мозаики. Я задумала выложить на столешнице абстрактный рисунок – несколько «колец» контрастного тона, которые «обнимают» яркую бусинку-сердцевинку. Так что цвет кафеля я подобрала соответствующий – разные оттенки коричневого – от золотисто-бежевого до шоколадного и оранжевого. В качестве сочных акцентов я выбрала красную мозаичную плитку.
Кафель надо разбить молотком на осколки, а потом подогнать их под нужную вам форму с помощью кусачек-плиткореза.
Теперь можно приступать к работе. Прошкурьте и обезжирьте поверхностью стола. А потом пройдитесь по всей столешнице клеем ПВА – сделайте тонкий слой, тогда клей мгновенно высохнет. После этого простым карандашом наметьте на столешнице контуры будущего орнамента.
Приготовьте штукатурную смесь, смешав ее с водой. Но добавьте туда примерно треть клея ПВА, чтобы мозаика лучше схватывалась. Такой хитрый «клей-микс» мы готовим для того, чтобы можно было крепить плитки разной толщины. Так мы сможем компенсировать их разную высоту, просто меняя толщину слоя клея. Если у вас подобрались одинаковые по толщине плиточки, то их можно клеить просто на клей для кафеля или на жидкие гвозди. В любом случае, старайтесь чтобы поверхность столика была строго однородной – перепады нам ни к чему!
Вот так постепенно я выкладывала задуманный орнамент. На первом фото – итог первого дня, на втором – второго. После того, как вы приклеите все плитки, оставьте свое «произведение искусства» сохнуть на сутки.
Да, мне придется вас предупредить – процесс выкладывания мозаики оказался гораздо более трудоемким, чем я сначала думала. Только вечером третьего дня я сделала затирку швов. Для этого разведите смесь для затирки согласно инструкции на упаковке. И тщательно пройдитесь по швам резиновым шпателем. После этого излишки затирки надо смыть и оставить столик сохнуть на сутки.
На следующий день надо окончательно отмыть столешницу от въевшейся в поверхность затирки. И приступить к оформлению боковин столика. Я просто зашпаклевала их смесью Rotband. И хаотично наклеила красную мозаику на ПВА. На последнем этапе я покрыла все швы и шпаклевку на боковинках матовым акриловым лаком.
Учитель на пенсии оформил интерьер своей квартиры в стиле Гауди
Возможно, это самый экстраординарный муниципальный дом в Великобритании: пенсионер украсил его изнутри потрясающей мозаикой в стиле Антонио Гауди. 65-летний бывший учитель Джем Имани Рад потратил 2 тысячи фунтов и около 11 лет, чтобы превратить свою муниципальную квартиру в предмет искусства. Ранее он создал перед домом общественный сад, но так как работы велись без надлежащего разрешения, власти его усилий не оценили и предписали сад уничтожить.
Предписание выкорчевать сад, который он посадил на собственные средства в размере £ 5000 перед многоквартирным домом в начале этого года, не остановило Рада от дальнейших чудес. Он превратил свою квартиру в обычном муниципальном доме в одну из самых красивых в Великобритании, украсив ее мозаикой в стиле Антонио Гауди. 65-летний учитель-пенсионер оформил интерьер своей квартиры на Харрингтон-стрит, в центре города Престон красочно и ярко, и не забыл украсить даже сиденье для унитаза.
На оформление жилища в столь необычном стиле Рада вдохновили два его любимых художника: Гауди и австрийский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер, с которым пенсионеру даже посчастливилось встретиться во время работы на строительстве в Зальцбурге.
Г-н Рад потратил около £ 2000 на уникальный декор своей квартиры. Он потратил 11 лет на его внутреннюю отделку: «Создание хорошего общественного сада и роспись стен дома в Престоне — это мой способ отблагодарить мир за всю доброту и щедрость, которые я получил. Я чувствовал себя инопланетянином на первых порах, но когда люди приняли мои чувства, они разделили и мою любовь.»
«Частично мое творчество было разделено с общественностью, а другая часть «хранится» в моем доме. Творчество — это не то, чтобы принимают как само собой разумеющееся, но для меня это жизненная необходимость.»
Г-н Рад когда-то переехал в Престон, чтобы учиться в Университете Центрального Ланкашира. Он сказал, что он невероятно полюбил свой новый дом и потратил около £ 2,000 на его экстравагантное оформление.
«Я влюбился в Престон. Люди могут говорить плохие вещи о нашем городе сколько угодно. Некоторые называют это некрасивым, некоторые называют его убогим, но у меня это не волнует, я люблю это место, и я чувствую, как мне повезло жить здесь «, сказал он.
Г-н Рад возлежит на своем ложе в украшенной квартире в Престоне — в ближайшее время на канале Channel 4 будет документальный фильм о нем под названием «Лучший британский муниципальный дом»
Идём в гости: мастерская мозаики в Барселоне
Квартблог продолжает ходить в гости к художникам и рассказывать о них вдохновляющие истории. На этот раз мы побывали. в Испании!
Знакомьтесь, это – Ливия Гаретта, известный в Барселоне мастер мозаики . Среди её работ – реставрация крипт Храма Святого Семейства (он же «Саграда Фамилия»), мозаика на полу в Больнице Святого Павла, арка при входе на знаменитый барселонский рынок Бокерия, древние римские мозаики в городах Лерида и Тосса-де-Мар и многое-многое другое.
На этой фотографии прекрасная Ливия выкладывает мозаику для рынка Бокерия.
Мастерская художницы находится в центральной части города, в квартале Грасиа, и из-за своей уникальности внесена в гид «Необычная Барселона», выпущенный Муниципалитетом Барселоны. Туда мы и направились, чтобы пообщаться с художницей и даже поучаствовать в рабочем процессе – сделать своими руками сувенир в технике Антонио Гауди.
Расскажите о Вашей семье. Когда у вас начал появляться интерес к мозаике?
Я с детства любила рисовать и писать красками, а мать всегда поощряла меня в этом увлечении. Мой отец работал в промышленном производстве, а моя мать очень любила искусство. Мой старший брат – врач-травматолог. Один наш родственник, Мальол Суасо, был очень известным в Барселоне художником-фигуративистом, и мы часто ходили к нему в гости. Он был женат на бразильянке, она тоже изучала живопись и была моей крестной матерью. Я помню, что очень любила бывать в его мастерской, заваленной и заставленной тюбиками с краской, кистями, всякими занимательными предметами и множеством клеток с птицами, которые он накрывал красивыми платками. Эта артистическая атмосфера всегда меня притягивала.
Для меня мозаика – это «живопись в камне», живопись для вечности.
За что Вы любите мозаику? В чем её особенность?
Красота мозаики – это сочетании многих объективных факторов и частички волшебства. Мне очень нравится податливость мозаики: мы можем покрыть ей какое угодно основание и поместить ее в любое пространство.
Одна из особенностей мозаики – использование твердых и износостойких материалов, таких как мрамор, керамика, смальта и цельные камни (последняя техника называется «флорентийская мозаика», поскольку ее утвердили Медичи во Флоренции: они использовали драгоценные и полудрагоценные камни для украшения своих дворцов).
Поэтому мозаика более долговечна и прочна, чем живопись. Благодаря этим качествам произведения из мозаики, с одной стороны, ассоциируются с красотой и роскошью, а с другой – представляют собой памятник эпохи. Например, римская мозаика. Это же удивительный документ, дающий сведения о повседневной жизни того времени, о мифологии, об ихтиологии…
А какую технику использовал Антонио Гауди?
Гауди в своих работах часто использовал для отделки глазурованную керамику (её очень много в Испании). Он работал в технике, которая называется «тренкадис» (trencadís) – она подразумевает дробление материала на мелкие кусочки. Из них потом набирают цветные композиции для облицовки волнистых поверхностей.
Что Ваши друзья рассказывали Вам о Гауди?
У одного моего друга был родственник, который работал на постройке Парка Гуэль. Он рассказывал такую историю про Гауди. Однажды в строящийся парк прибыла огромная партия плитки. Гауди приказал вывалить все на землю, схватил молоток и на глазах у изумленных рабочих стал разбивать и так уже потрескавшуюся плитку. Эти кусочки были использованы для оформления знаменитой извилистой скамейки в Парке Гуэль.
Эти цветные композиции, созданные тогда в Парке Гуэль, были первыми образцами европейской абстрактной живописи. Даже больше: Гауди и его помощники были пионерами рисайкл-арта, потому что в свои композиции они почти всегда включали осколки тарелок, стеклянных бутылок и прочего.
Ого, вот это неожиданно. А какую работу Гауди Вы любите больше всего?
Мне кажется, что все его работы заключают в себе огромную красоту. Но если выбирать что-то одно, наверное, я остановилась бы на мозаике, которую он выполнил вместе с архитектором Жозепом Мария Жужолем (именн о он создал знаменитые коллажи из осколков керамических изразцов, битого стекла и других строительных отходов ) на потолке Гипостильного зала Парка Гуэль. Это плафоны, выполненные из цветного стекла и керамики, с большой творческой фантазией.
Также мне очень нравится Ла-Педрера ( то есть Дом Мила ) и Саграда Фамилия. Сейчас подходит к завершению реставрация Дома Висенс, одной из ранних работ Гауди. Изначально этот дом принадлежал самим производителям керамики, и эта одна из причин, почему при оформлении Дома использовалось так много плитки. Мне повезло, так как моя мастерская как раз расположена недалеко от Дома Висенс и от Парка Дуэль.
Ваша мастерская очень уютная и красочная! Расскажите немного о ней?
Я открыла свою мастерскую художественной мозаики в 1989 году. С тех пор я посвятила свою жизнь мозаике и занималась самыми разнообразными заказами, реставрационными работами и свободным творчеством.
Моя мастерская наполнена плиткой, мрамором и стеклом всех цветов и фактур. Я стараюсь расставлять эти кусочки, как книги на библиотечных полках. Я всегда помню, где что находится… правда, иногда я с удивлением обнаруживаю прекрасные экземпляры, о которых уже успела забыть. Для меня плитка – это как тюбики с красками для живописца.
Ну а теперь – немного о том, что вас вдохновляет. Я, как и Вы, тоже не могу работать без музыки. Что Вы любите слушать?
Да, мне вообще очень нравится музыка, я всегда работаю под музыку. В зависимости от настроения, я слушаю классику – мне очень нравится Моцарт, Шуман, Стравинский, а также современная классическая музыка. Иногда я слушаю соул. Ещё я люблю группу The Doors.
Мы с вами сошлись и в том, что обе очень любим Чехова. Думаю, читателям будет интересно узнать, какие рассказы вам особенно понравились?
Да, я читала его рассказы. Вспоминается «Переполох», «Аптекарша» и сборник рассказов «Летающие острова». Мне они очень нравятся, потому что с их помощью я могу узнать и русскую душу, и обычаи и нравы той эпохи, и вечные человеческие качества. С помощью психологических портретов, которые создает Чехов, я узнаю об устройстве общества в XIX веке, а я всегда очень интересовалась историей. Ну и помимо этого, Чехов кажется мне очень красивым. (И нам, и нам! – Ред.)
На фото: Ливия в возрасте 30 лет с подругой на реставрационных работах в пригороде Барселоны
Каков самый необычный заказ, который Вам приходилось выполнять?
Наверное, мозаика для винодельни «Ла Фрешенеда» компании Freixenet, в области Сан-Садурни д’Анойа (провинция Барселона). Это удивительное пространство представляет собой нечто вроде аутентичной традиционной фермы и винодельни. Архитектор Хосе Луис Бонет – реконструктор этого здания – предоставил мне полную свободу творчества. Я выполнила волнистую мозаику из стекла и других материалов, в частности, металлической стружки, которая символизировала силу виноградной лозы. Эта работа позволила мне сделать еще один шаг в творческом развитии и поэкспериментировать с мозаичными техниками.
Вам нравится жить в Барселоне?
Это очень сбалансированный и завершенный город. Культура, гуманизм, пацифизм, традиции и новшества – все это есть в Барселоне. А еще здесь есть море и горы.
В Барселоне можно найти красоту прошлых эпох, но в то же время это очень современный и развивающийся город, предлагающий огромный выбор занятий и развлечений, а также магазинов и лавочек на любой вкус.
Кроме того, Барселона обладает всеми преимуществами средиземноморского города: открытая к диалогу культура, хороший климат, общительные жители… А каталонская кухня сейчас играет ключевую роль во всем мире.
Я очень счастлива, что мне выпало жить и работать в Барселоне.
А вот и моя мозаика, которую мне посчастливилось сделать на память в мастерской у Ливии.
Мозаика в стиле Антонио Гауди: в поисках уникального дизайна интерьера
- Стиль дизайна
- Применение техники Гауди в интерьере
- Материалы для ремонта
- Знаменитые шестиугольники в Hand-made
Антонио Гауди – известный во всем мире испанский архитектор, покоривший многих своим неординарным подходом в искусстве. Его работы узнаваемы яркой шестиугольной мозаикой. Технику данного архитектора можно использовать в современном интерьере. Но перед кладкой такой шестиугольной плитки следует ознакомиться со всеми ее особенностями.
Стиль дизайна
Модерн являлся нарушителем спокойствия во времена творчества Гауди. Главным способом выражения в данном стиле являются не прямые, а извилистые и утонченные линии. Именно благодаря этому стилю стали использоваться новые материалы (стекло, керамика). Основной особенностью модерна считается исключение классических основ техники составления рисунка и осуществления кладки. Также для направления характерно несоблюдение целесообразности и принципа единства.
Ярким представителем модерна в искусстве мозаики считается испанский архитектор Антонио Гауди. Он создавал уникальные и необыкновенные по красоте памятники архитектуры, которые были достаточно специфичны для стиля модерн. На архитектора также повлияло направление арт-нуво. Благодаря Гауди оно получило особое развитие.
Изогнутые стены, пилястры, подобные сталагмитам, разноцветные узоры из плитки и окна неправильной формы ни с чем не могут сравниться. Оба эти направления используются в интерьере дизайнерами.
Применение техники Гауди в интерьере
Архитектор использовал в своих работах глазированную керамику, осколки ваз, посуды, бутылок. Все свои шедевры он выполнял в технике trencadis. Её понимают, как керамику, разбитую на маленькие кусочки, из которых потом собирают цветные композиции по неровной поверхности.
Отделка мозаикой уже давно не считается привилегией богатых людей. Её может позволить себе практически каждый человек. Использование такого направления в дизайне помещения достаточно разнообразно. Технику можно применить в:
- ванной комнате;
- сауне или хамаме;
- бассейне;
- гостиной;
- прихожей;
- кухне;
- декоративных участках помещения.
Мозаика в стиле Антонио Гауди: эффектное решение для интерьера
- Применение при оформлении
- Испанский архитектор и его стиль
- Разновидности
- Как оформляется интерьер?
- Важные нюансы отделочных работ
- Особенности
- Преимущества
- Как добиться нужного эффекта?
Оформление интерьера является важной задачей, которая требует особого внимания. Сегодня потребителям и дизайнерам предлагается широкий ассортимент отделочных материалов, каждый из которых обладает своими характеристиками, особенностями и преимуществами. Мозаичная тема подходит для самых разных интерьеров, такой стиль можно назвать весьма необычным. Благодаря оригинальной отделке помещение может заиграть яркими красками, вы создадите в комнате особую атмосферу. Большой популярностью пользуется мозаика в стиле Антонио Гауди: это решение для интерьера является очень эффектным.
Применение при оформлении
Истинные поклонники дизайнерского искусства по-настоящему оценят интерьер в таком стиле. Мозаику можно использовать не только для отделки стен, потолков или для оформления пола. Она подходит для разных поверхностей – включая столешницы, а также такие изделия, как скульптуры, вазы и так далее.
Мозаичный декор является сферой, где каждый может проявить свою фантазию и воплотить в реальность любые идеи.
Испанский архитектор и его стиль
Модерн занимает важное место в сфере мозаичного искусства. Здесь важно использовать особый тип кладки, чтобы добиться желаемого результата. Ярким представителем модернистского стиля можно назвать всем известного архитектора из Испании, имя которого – Антонио Гауди. Он создавал множество изделий, которые считаются несколько специфичными, но ни в чем не уступают творениям других великих мастеров.
Можно с уверенностью сказать, что изделия из мозаичных элементов, созданные в стиле Гауди, вписываются в разные интерьеры. Благодаря им можно выделить интересные формы, подчеркнуть достоинства помещения.
Если вы давно ищете что-то необычное и не можете определиться с выбором отделочного материала для стен, чтобы создать роскошный интерьер, стоит обратить внимание на шестиугольники или мозаику других форм. Все зависит от личных предпочтений.
Укладка таких элементов может выполняться не только в ванных комнатах или на кухнях. Такое покрытие может идеально вписаться в детскую комнату, спальню, элегантную гостиную.
Разновидности
Шестиугольная мозаичная плитка была создана более века назад (тем же Гауди). Главная ее особенность заключается в многообразии цветов, форм. Архитектор мог использовать осколки разбитых ваз, посуды, керамических изделий: с их помощью он создавал потрясающие шедевры.
Мозаика из керамогранита занимает особое место в списке, так как она отличается большим количеством положительных качеств. Это прочный, экологически чистый материал. Такие покрытия можно использовать внутри и снаружи зданий: они будут выглядеть эстетично в любое время года и прослужат много лет.
Стеклянная плитка подходит для оформления ванных комнат и кухонь. Она красиво преломляет свет, благодаря чему в помещении создается особый эффект. Глазурованный материал подходит для комбинированной отделки, чаще всего он используется для каминов и печей.
Как оформляется интерьер?
Для начала необходимо продумать стиль отделки, решить, как все должно выглядеть – и уже после этого можно будет приступать к работе. Понадобится молоток, чтобы разбивать плитку, ведь только так можно получить осколки. Чтобы добиться нужной формы, возьмите кусачки-плиткорезы. На небольшом участке можно разложить мозаику, чтобы посмотреть, как будет выглядеть рисунок.
Важные нюансы отделочных работ
Подготовка поверхности играет очень важную роль. Каждый осколок необходимо обезжирить, то же самое касается и основания. Чтобы приклеивать мозаику, необходимо заранее закупить специальные материалы. Это клей ПВА (если вы решили облицовывать столешницу), а также штукатурная смесь.
Чтобы выложить придуманный орнамент, необходимо начинать с центра, но все зависит от стиля, который был выбран. Рекомендуется предварительно проконсультироваться со специалистами по отделке, а также детально изучить информацию об укладке мозаичных элементов.
Особенности
Если вы хотите создать интересный, необычный интерьер, использование мозаики станет отличным вариантом. Такие изделия обладают рядом положительных качеств, включая долговечность, красоту. Они износостойкие. Из таких элементов можно создать любое изображение или орнамент, на который хватит фантазии. .
Изделия вовсе не обязательно должны быть похожими друг на друга: комбинирование разных элементов позволит сделать дизайн уникальным, неповторимым
Преимущества
Такой материал способен выдерживать значительные температурные перепады и повышенную влажность, поэтому его можно использовать не только для оформления интерьера, но и при создании ландшафтного дизайна. Такое покрытие способно внести в оформление определенный характер: как внутри, так и снаружи.
Посмотрев работы Антонио Гауди, можно с уверенностью сказать, что это проявление настоящей фантазии, неординарного мышления, творческого подхода. Примеру испанца следуют не только профессиональные дизайнеры, но и обычные потребители, которые хотят вдохнуть в интерьер нечто особенное. Используя керамические и мозаичные элементы, можно добиться потрясающих результатов.
Как добиться нужного эффекта?
Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для начала необходимо приобрести разные виды плитки и придумать орнамент, придерживаясь определенного стиля. Однако возможно свободное творчество, ведь шедевры этим и отличаются.
Чтобы добиться желаемого результата, нужно использовать фрагменты мозаики и битой плитки, укладывая их в оригинальное панно. Так можно создать интерьер в стиле самого Гауди: вы можете следовать его примеру, если хотите, чтобы часть вашего жилища напоминала знаменитый Парк Гуэля, привлекающий в Барселону большое количество туристов.
Как выполнить монтаж мозаичного панно в стиле Антонио Гауди, смотрите в следующем видео.
Антонио Гауди: архитектурные шедевры в россыпи керамических и стеклянных осколков
В эпоху модерна на улицах в разных уголках мира по фасадам зданий разрастались декоративные элементы отделки из натуральных материалов. Архитекторы и ремесленники стремились воплотить в жизнь идею слияния искусства с природой. Поглотившее всех течение в неумелых руках порождало чрезмерность и нелепость, но работы великих гениев обретали пластичность линий на века и становились объектом подражания для последователей.
Фасадный керамический декор украшает множество зданий выдающегося испанского (каталонского) архитектора Антонио Гауди. Период его творческой деятельности пришёлся на конец XIX-начало XX века. Работы Гауди характеризуются свойственными испанскому модернизму яркостью и необычностью. Мастер увлекался цветной керамикой, используя её по возможности во всех деталях своих произведений.
В большей степени на Гауди повлияло течение модерна, стимулируя экспериментировать с использованием новых форм и материалов, позволяя отойти от исторических канонов в поисках собственного пути. Но это направление составило лишь основу для архитектора в создании своего неповторимого стиля. В произведениях мастера можно увидеть плавность природных линий в совокупности с особыми чертами каталонской архитектуры (мавританского, восточного и готического стилей). Специфическую манеру Антонио Гауди отнести однозначно к определённому течению абсолютно невозможно, скорее это своеобразное своеволие в духе эклектики, выполненное в рамках тончайшего вкуса автора.
Широчайшим полем для творческой деятельности Антонио Гауди стала Барселона, где архитектор провёл большую часть своей жизни. Среди его работ можно выделить дом Бальо, парк и дворец Гуэля, школу Терезианок, дом Мила, дом Висенса, а также величайшее произведение его жизни – Искупительный собор Святого Семейства. Фасадные мозаичные панно этих и других шедевров Гауди составлены из керамической плитки, битой посуды, бутылочного стекла и камня, иногда – изразцов, например, дом Эль Каприччо. Его творчество стало воплощением искусства не только в отдельных произведениях, но и создало лицо целого города – Барселоны.
Изразцовая облицовка фасада дома Эль Каприччо, 1883-1885 гг.
Одна из первых работ Гауди – дом Висенса, построенный по заказу производителя керамической плитки Мануэля Висенса. Сегодня это чарующее здание в традициях восточной культуры – украшение Барселоны и излюбленное место туристов. Изюминка отделки фасада здания – рельефный узор керамической плитки ручной работы. Растительная роспись выполнена в виде солнечных жёлтых цветков бархатцев, повсеместно украшающих сады Барселоны. Сочетание пёстрой изразцовой облицовки с обилием массивных кованых элементов придаёт зданию колорит восточных сказок.
Фрагмент отделки изразцами фасада дома Висенса, 1877 г.
Под наибольшим влиянием течения модерна создана отделка элегантного и в то же время неординарного фасада дома Бальо, выполненного в технике тренкадис («ломаной» мозаики). Оформление здания принадлежит помощнику архитектора художнику-керамисту Жузепе Жужолю. Керамическая облицовка фасада здания словно тянется к небу россыпью разноцветных осколков и кругов. Венчает здание крыша, покрытая керамической черепицей в виде чешуйчатой кожи мифического дракона.
Керамический декор фасада и крыши дома Бальо, 1877 г.
Антонио Гауди стал известен и подарил миру свои произведения в некоторой степени благодаря поддержке каталонского промышленника графа Эусеби Гуэля. По его протекции архитектор получил несколько заказов, а после выполнил несколько работ при его финансовой поддержке. В 1884 году в историческом центре Барселоны развернулось строительство дворца Гуэля на средства промышленника. Фасад здания удивительно строг своими геометрическими формами, абсолютно не свойственными творениям мастера, коваными декоративными элементами и решётками. Но стоит поднять голову вверх и всё становится на свои места: именно на крыше здания, казалось бы непригодном для искусства месте, фантазия Антонио Гауди выливается всеми красками. Здесь расположились непохожие один на другой шпили и дымоходы, для облицовки которых мастер использовал свою любимую технику «битой» мозаики, в которой объединил разноцветные кусочки керамических плиток и стекла.
Мозаичный декор на крыше дворца Гуэля, 1884-1888 гг.
Своеобразным городом-садом раскинулся не менее известный проект Гауди – парк Гуэля. Вот поистине простор для безграничной фантазии мастера. Здесь каждая деталь послужила полотном для выплеска неуёмного воображения Гауди. Фонтанчики, скамейки, лестницы, ограды и домики искрятся осколками керамики и стекла в узорах причудливой мозаики. При этом каждый элемент декора уникален и неповторим. Парк Гуэля – сплетение рукотворных произведений с ансамблем живой природы. Парк создавался на протяжении 14 лет, вместил на своей территории десятки шедевров архитектуры, монументального и прикладного искусства и стал опередившим время произведением абстракционизма и сюрреализма. В одном из зданий парка сегодня расположился дом-музей Антонио Гауди. Особенно манит туристов верхняя терраса парка. Но внимание привлекает не только открывающийся вид, а и творение Антонио Гауди и его бессменного помощника Жузепе Жужоля – скамейка-парапет, украшенная знаменитыми коллажами из битого стекла и осколков керамических изразцов.
Скамейка-парапет в парке Гуэля, 1909 г.
Антонио Гауди и его работы порицались большинством его современников. Непризнанность и отрицание подстерегали большинство художников и мастеров эпохи модерна. Сегодня также находятся как поклонники таланта архитектора, туристы, следующие в Барселону, чтобы увидеть лишь фасадную мозаичную россыпь полную разнообразия, красок и символизма, так и люди совершенно не признающие его, считающие непонятным, а порой и вовсе бессмысленным. Одно лишь является неизменным на протяжении жизни его произведений – нет людей равнодушных к его работам. Такое внимание свидетельствует о неумирающем гении великого архитектора. Его фасадная керамика многогранна, гармонична, несмотря на эклектичность, и органична улицам романтической Барселоны. Что касается форм, цветовых и стилистических сочетаний, то Антонио Гауди, бесспорно, являлся великим экспериментатором. Основной секрет успеха архитектуры мастера в пластичности и перетекании линий, свойственных живой природе.
Антонио Гауди — поэт каталонского модерна
«…исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях:
солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет образ рая… так, мой дворец станет светлее света…»
25 июня 1852 года в Реусе (Таррагон, Каталония) в семье Франсеска Гауди-и-Серра родился пятый ребенок, получивший имя Антонио Гауди-и-Серра. Роды были тяжелыми и новорожденному обещали максимум три года жизни. Весьма набожная мать Антонио Гауди отправила сына, в возрасте пяти лет, в храм благодарить Деву Марию за отпущенный срок. Уже тогда не по годам серьезный мальчик размышлял о своем предназначении: для чего Господь сохранил ему жизнь, чем он должен отблагодарить за подаренные годы.
Дар рисования открылся у Гауди очень рано, но удивительно то, что еще ребенком он подмечал необычные вещи. В частности, в семь лет он удивленно сказал отцу, что морские волны не повторяются, их силуэт все время разный.
Эта черта — видеть то, на что другие не обращают внимание, вычленять необычное в обыденном, чтобы затем пытаться повторить природные линии в рукотворных предметах — отличает Гауди от остальных архитекторов, многие из которых были его современниками и также работали в эпоху модерна.
Практически первым учителем Гауди был Хуан Марторелл-и-Монтеллс (Joan Martorell i Montells). Именно Марторелл обучил Гауди методу Максвелла-Кремоны, позволяющему рассчитывать сопротивления материалов для возведения безопорных арочных сводов, которые в дальнейшем становятся визитной карточкой Гауди и он применяет их в большинстве своих построек.
Марторелл рекомендует Гауди в качестве архитектора для строительства Храма Святого Семейства. Также, именно Марторелл познакомил Гауди с Эусеби Гуэлем, ставшим ближайшим другом и покровителем молодого архитектора на долгие 35 лет.
О наиболее известных работах Антонио Гауди мы писали в нашей статье «Керамисты XX века». Это, конечно, всемирно известный парк Гуэля, ставший неудачным коммерческим проектом промышленника Гуэля, однако, крайне выгодным приобретением для муниципалитета Барселоны, привлекающим в наши дни до 2,5 миллионов посетителей в год.
Гуэль задумывал свой парк, как жилой комплекс, в котором частные особняки будут сочетаться с парковыми зонами и каскадными цветниками на манер говардовских «городов-садов». Однако, удалось продать только два участка из запланированных 60, да и то, один из них был в итоге выкуплен самим Гауди. В 1922 году наследники Гуэля продали парк мэрии Барселоны.
Особенностью парка Гуэля стали необыкновенные каскадные аллеи, построенные из местного камня и глины. Они являются как бы продолжением «лысой горы» и производят впечатление вырубленных в скале сталактитов.
Логика архитектуры парка, его продуманность, гармоничное встраивание в природный ландшафт и, конечно, абсолютно новые приемы декорирования и проектирования зданий — все это до сих пор не имеет аналогов в мире.
Уникальность архитектуры Гауди не только в невиданном до сих пор подходе к проектированию и строительству, с использованием криволинейных силуэтов и необычных декоров. В его творениях присутствует не только креативная мысль художника и религиозный символизм, но и очень точный инженерный расчет, потрясающая эргономика и совершенная по своей прагматичности конструкция.
Гауди, как истинный каталонец, крайне практичен и не оставляет без внимания ни один утилитарный элемент своего строения. Его дымоходы — это загадочные маски или устремленные в небо сказочные замки. Его водостоки — это уползающие змеи. Его кровля — это хребет дракона. Для Гауди не существует мелочей.
На этой почве известны его конфликты с мастерами. Во время постройки парка Гуэля по требованию Гауди, рабочие со всех помоек города тащили стеклянные бутылки и осколки фарфора, не понимая для чего «сумасшедшему» архитектору понадобился весь этот мусор.
Когда на заявление Гауди о резной розе на фасаде дома Мила «это должна быть не просто роза, это должен быть апофеоз розы», очередной резчик плюнул и ушел, Гауди был вынужден сам вырезать из камня этот «апофеоз».
Интересно, что Гауди дружил с заказчиками, но, как правило, конфликтовал с их женами. Роза Сегимон, супруга Пере Мила на дух не выносила архитектора, считая его чрезмерно расточительным и «самодурным», что впрочем неудивительно, поскольку строительство доходного дома на улице Paseo de Gracia разорило семью, так, что они были вынуждены продать этот дом, чтобы рассчитаться с архитектором.
Супруга Гуэля — Луиза Изабель Лопес Брю, старшая дочь маркиза де Комельяса, отказывалась разговаривать с Гауди на каталонском, а он, в свою очередь, отказывался разговаривать на испанском, поэтому во время строительства дворца Гуэля они общались через переводчика.
При этом, супруга Гуэля в буквальном смысле ненавидела Гауди за то, что для декорирования керамикой различных элементов строящегося дворца он применял ее коллекционный лиможский фарфор, без всякого сожаления разбивая его на мелкие кусочки.
Работа Гауди стала «практически непозволительной роскошью» для современников, но как говорят в Барселоне, несмотря на то, что мало, кто из заказчиков Гауди смог сохранить свое состояние после работы архитектора, все они купили себе место в вечности.
Еще одному разорившемся фабриканту, вернее, его вдове, принадлежал Дом Кальве. Дом также строился как доходный, и хотя общий стиль дома относится к необарокко, в нем, тем не менее, узнаваем стиль Гауди. Это проработанные детали внешнего и внутреннего оформления, растительные орнаменты на фасаде дома, многочисленные кованные элементы — молотки в форме клопа, вензеля с инициалами владельцев дома, изящные балконные ограды, сложная «органическая» мебель.
Вершиной творчества Гауди стал дом Бальо, расположенный в соседнем квартале с Домом Мила на улице Paseo de Gracia и построенный по заказу текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса. Этот дом еще называют «Дом из костей» из-за его колонн в форме костей и балконных оград, издали напоминающих черепа.
Вероятно, именно работы Гауди вдохновляли позже испанских сюрреалистов, настолько полон образами и полутонами этот дом, сверкающий на солнце яркой керамической мозаикой trencadis, мерцающий разноцветной майоликой на фасаде и крыше и как будто растворяющийся в дымке жаркого лета.
К слову, на Paseo de Gracia расположен «Квартал Раздора», где стена к стене стоят четыре дома, соперничающих между собой архитекторов: Гауди, Доменек-и-Монтанера, Жозеп Пуч-и-Кадафалк и Энрик Санье.
Считается, что три дома носят имена своих владельцев, а четвертый, работы Доменек-и-Монтанера назван «Льео Морера» по декорам в виде львов и тутовых деревьев («morera» по испански).
Однако, это не так, поскольку Монтанера использовал декоры в виде тутовых деревьев для увековечивания фамилии заказчика — промышленника Морера. Поэтому дом, также как и три других в «квартале раздора», носит имя своего владельца — Альберта Лео-и-Морера.
Апофеозом творчества Антонио Гауди стала, безусловно, Саграда Фамилия — Храм Святого Семейства в стиле неоготика, переработанном Гауди до неузнаваемости.
Первое впечатление от храма — абсолютный восторг. Классические архитектурные приемы испанской готики, представленной католическими соборами Бургоса, соединенные со свойственными архитектуре Гауди линиями испанского модерна, превратили храм в уникальное произведение искусства. Его устремленные ввысь шпили являются симфонией духа, способной превратить самого закостенелого атеиста в верующего человека.
Храм — это гимн инженерной мысли и неординарному техническому мышлению, это грандиозное строение во славу Бога и Человека. Здание полно символизма. Многочисленные скульптурные группы, иллюстрирующие этапы жизни Христа, несут в себе мощный эмоциональный заряд.
Рождественский фасад Храма, с изображением рождения Христа и первой, земной части его жизни, очень натуралистичен и позитивен. Этот фасад строился еще при жизни Гауди и для каждой скульптуры имелся натурщик — вполне реальный человек. Даже натуры для скульптур мертвых детей для сцен избиения младенцев Гауди брал в морге соседней больницы для бедных (в которой, к слову, архитектор и умер).
Второй фасад «Страсти Христовы» достраивал ученик Гауди — Доменек Сугранес-и-Грас. Фасад «Страстей» контрастирует с жизнерадостностью и натуралистичностью фасада «Рождества».
Этот фасад сознательно проектировался Гауди как очень схематичный и практически лишенный декора. Скульптуры на этом фасаде рубленные, стилизованные, скорбные и где-то очень страшные. Третий фасад «Вознесения Господня» еще не построен. Завершение Храма планируется в 2026 году к столетию смерти Гауди.
Барселона очень необычный город, сохранивший, несмотря на многочисленные революции и войны, изумительную архитектуру, поражающую своей необычностью, богатством и где-то даже излишней декоративностью. Огромный вклад в нее был внесен Антонио Гауди, на долгие годы определившим стиль города и его лицо.
«Декоративность — начало архитектуры» — этот девиз Гауди пронес через всю свою жизнь, став основоположником испанского модерна, называемого «модернизмо».
Благодарим за помощь при создании этого материала историка Виктора Кушнерика, организовавшего для нас великолепные экскурсии по Барселоне.